ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ.
Определения видов литературы
Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме. Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений. Здесь приведены определения некоторых из них.
ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом.
ВОДЕВИЛЬ – легкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – театральная пьеса легкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.
ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).
ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.
ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.
РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.
ПОВЕСТЬ – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.
РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.
СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
БАСНЯ (от «баять» - рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.
===============================
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЭЗИИ
Стихотворение – это сложный организм, в котором огромное значение имеет форма. Стихи от прозы отличаются тем, что поэзия представляет собой ритмически упорядоченную речь.
СТИХАМИ в классическом стихосложении называют относительно короткие соразмерные отрезки. Стих - это одна стихотворная строчка. Внутри каждого стиха создается особое равновесие звуков, сильных и слабых, то есть ударных и безударных слогов, которое образует стихотворный ритм – определенную последовательность ударных и безударных слогов внутри стиха. Несколько стихов, особым образом организованных, образуют строфу – группу стихов, объединенных общим смыслом, ритмом и рифмой. Иными словами, СТРОФА – это стихотворный абзац.
РИФМА (от греч. «соразмерность») – это звуковой повтор в заключительных слогах строки. В древности рифма в России называлась "краесогласием". В зависимости от того, насколько совпадают звуки в рифмующихся словах, рифмы делятся на точные и неточные.
Точная рифма – рифма, в которой все звуки (гласные и согласные) совпадают (куст – пуст, волн – полн).
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль
И вижу берег очарованный
И очарованную даль (А. Блок).
Неточная – рифма, в которой не все звуки совпадают.
Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шел
Со мною по всем путям.
Меня охранял – как шрам (М. Цветаева).
ВИДЫ РИФМ.
По расположению ударения в рифмующихся словах или сочетаниях слов рифмы бывают мужские и женские.
В мужской рифме ударение падает на последний слог строки.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди…(К. Симонов).
В женской рифме ударение падает на второй слог с конца строки.
Слова их скупы и случайны,
Но взоры ясны и упрямы,
Им древние открыты тайны,
Как строить каменные храмы.(Н.Гумилев)
Чаще всего в русской поэзии встречается чередование женских и мужских рифм.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет (А. Блок).
Намного реже встречается дактилическая рифма (с ударением на третьем слоге с конца строки).
Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые! (А. Апухтин)
Все остальные варианты рифм называются гипердактилическими, но встречаются крайне редко.
ВИДЫ РИФМОВОК.
По расположению рифм в строках стихотворения выделяют несколько видов рифмовок:
1) смежная, или параллельная – рифмуются соседние строки (аабб)
Не дождаться мне, видно, свободы,
А тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землей,
И у двери стоит часовой! (М. Лермонтов)
2) перекрестная – рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки (абаб)
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в нее плюют (В.Высоцкий)
3) кольцевая – рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (абба)
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю (М. Лермонтов)
Если при смежной рифмовке рифмуется более двух строк, то такие рифмы называются тройными, четверными и многократными.
В огромном городе моем – ночь.
Из дома сонного иду – прочь.
И люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно: ночь (М. Цветаева)
Если в стихотворении на всем протяжении употребляется только одна рифма, оно называется монорим (от фр. «одна рифма»):
Когда будете, дети, студентами,
Не ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и над президентами,
Над морями и континентами,
Не якшайтеся там с оппонентами,
Поступайте хитро с конкурентами.
А как кончите курс эминентами
И на службу пойдете с патентами –
Не глядите на службе доцентами
И не брезгайте, дети, презентами!
Окружайте себя контрагентами,
Говорите всегда комплиментами,
У начальников будьте клиентами,
Утешайте их жен комплиментами,
Угощайте старух пеперментами –
Воздадут вам за это с процентами:
Обошьют ваш мундир позументами,
Грудь украсят звездами и лентами!.. (А. Апухтин).
Основу русского классического стихосложения составляет СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ (слогоударная) система, разработанная в 18 веке М.В. Ломоносовым и В.К. Тредиаковским. В силлабо-тонической системе выделяют пять стихотворных размеров:
1) хорей (ритмические ударения падают на нечётные слоги),
2) ямб (ритмические ударения падают на чётные слоги),
3) дактиль (ритмические ударения падают на 1,4,7 и т.д. слоги), 4) амфибрахий (ритмические ударения падают на 2,5,8 и т.д. слоги),
5) анапест (ритмические ударения падают на 3,6,9 и т.д. слоги).
Кроме ритмических приемов, поэты, создавая стихи, широко используют ЗВУКОПИСЬ - это группа специфических приемов организации звучания литературного произведения. О приемах звукописи можно говорить, когда имеет место частое повторение каких-либо звуков для создания поэтического образа или особой звуковой сферы. Наиболее часто используются такие приёмы, как ассонанс (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков).
Пример ассонанса:
И в суму его пустую / Суют грамоту другую (А.С. Пушкин) - повторение звука "у"
Пример аллитерации:
Ландыши, лютики, ласки любовные / Ласточки лепет, лбзанье лучей (К.Д. Бальмонт) - повторение звука "л"
=========================================